Маркировка обуви под ключ!

С 1 марта 2020 года в России по закону должна продаваться только маркированная обувь. До этого срока магазинам необходимо зарегистрироваться в системе «Честный знак», промаркировать остатки на складе и научиться принимать товар по электронным накладным. Нарушителям грозят штрафы. В этой статье мы расскажем,  как пошагово подготовиться к маркировке и чем мы можем быть полезны.

Что такое маркировка обуви?

В России с 2019 года поэтапно вводится обязательная маркировка разных групп товаров. В марте стартовала маркировка табака, в июле — обуви. С декабря будут маркировать еще восемь групп товаров: духи и туалетную воду, одежду из кожи, автошины, трикотаж, верхнюю одежду, постельное белье, кухонное, туалетное белье, фототехнику. 

Download
Распоряжение Правительства РФ.pdf
Adobe Acrobat Document 139.3 KB

Принцип работы системы маркировки одинаков для любой категории. На товары наносят двухмерный код Data Matrix, который содержит информацию о движении товара от производства до продажи. Коды генерирует и выдает Центр развития перспективных технологий. В случае с обувью коды клеят на коробки, ярлыки и саму обувь.

Вариант этикетки для коробок

Маркировке подлежит почти вся обувь: резиновая и пластмассовая, кожаная, текстильная, спортивная и специальная. Маркировать будут даже галоши — их правительство выделило в постановлении отдельно. Вот полный список с кодами по Общероссийскому классификатору продукции (ОКПД 2):

15.20.11 Обувь водонепроницаемая

15.20.12 Обувь из резины или пластмассы

15.20.13 Обувь из кожи

15.20.14 Обувь из текстильных материалов

15.20.21 Спортивная обувь

15.20.29 Спортивная обувь

15.20.31 Обувь с защитным подноском

15.20.32 Прочая обувь

32.30.12 Лыжная обувь

Как устроена маркировка обуви?

С помощью маркировки государство решает задачу контроля за движением товаров, а потребитель имеет возможность убедиться в легальности обуви, которую приобрел.  

 

Выпуск кодов и ввод в оборот. Производитель или импортер запрашивает код Data Matrix у Центра развития перспективных технологий. ЦПРТ выпускает код, его наносят на коробку, ярлык или саму обувь.

 

ДистрибуцияТовар передают по логистической цепочке и фиксируют его путь на каждом этапе с помощью электронного документооборота — передают документ с кодом.

 

Приемка. Магазин принимает электронную накладную — универсальный передаточный документ. Сотрудник сканирует код, чтобы сверить полученные товары с накладной. После этого магазин размещает товар на складе и витрине.

 

Продажа. Обувь продают через онлайн-кассу — информация о продаже уходит оператору фискальных данных, ОФД передает данные в систему маркировки. Товар выходит из оборота.

 

Покупатель считывает код через приложение и видит полную информацию о товаре: где и когда он произведен, подлинная ли это вещь, законно ли ввезена, имеет ли продавец право ее продавать. На нелегальный товар покупатель сможет пожаловаться.

 

 

 

Производитель или импортер наносит код на товар

 

 

Поставщик получает товар и подписывает электронную накладную — универсальный передаточный документ

 

Магазин сканирует код и размещает товар на складе. При продаже считывает код 2D-сканером.


Порядок проведения маркировки обуви

Первый этап маркировки обуви начался 1 июля 2019 года. Всего этапов три:

  1. C 1 июля по 30 сентября 2019 года — магазины регистрируются в системе «Честный знак».
  2. С 1 октября 2019 по 1 марта 2020 года — магазины маркируют остатки, при желании начинают передавать данные в систему маркировки, чтобы отладить процесс заранее. Позднее продавать обувь без маркировки будет уже нельзя.
  3. С 1 марта 2020-го все участники оборота передают в «Честный знак» информацию о движении товара, от производства до продажи. Принимают у поставщиков, списывают, оформляют возврат.

Участник оборота заказывает код у оператора маркировки — Центра развития перспективных технологий

Оператор маркировки выдает код Data Matrix для печати на этикетках

Код наносят на коробку или ярлык


Штрафы за работу без маркировки

С 1 марта магазины должны продавать только маркированную обувь. Если магазин торгует без кодов маркировки, ему грозят административные штрафы и уголовное наказание должностных лиц вплоть до ограничения свободы.

 

 За хранение, перевозку или покупку для продажи обуви без кодов Data Matrix будут штрафы:  

  • 2 000–4 000 ₽ — для физического лица
  • 5 000–10 000 ₽ — для должностного лица
  • 50 000–300 000 ₽ — для компании

За нарушение во всех случаях обувь конфискуют.

 

С 1 июля вступили в силу поправки в Уголовный кодекс. Теперь за торговлю обувью без маркировки возможно уголовное наказание:    

  • до 300 000 ₽ штрафа
  • до 3 лет принудительных работ
  • до 3 лет лишения свободы

Следствие может возбудить дело за нарушение в крупном размере — при незаконных продажах на 1,5 млн ₽ и больше.

КАК подготовиться к маркировке:

Шаг 1. Регистрация в «Честном знаке»

Чтобы маркировать остатки и принимать маркированную обувь от поставщиков, магазин регистрируется в системе «Честный знак». Это можно сделать через сайт, у отдельных производителей касс — на самой кассе или в личном кабинете. Потребуется электронная подпись.

 

Купить электронную подпись. Приобрести ее можно в удостоверяющем центре. Также необходимо будет настроить рабочее место.

 

Зарегистрироваться в системе. Это можно сделать на сайте «Честного знака». Потребуется выбрать сертификат электронной подписи и ввести контактные данные.

 

Настроить личный кабинет. В нем нужно заполнить профиль организации: товарные группы, банковские реквизиты, данные сотрудников, которые будут работать с системой.

 

Для получения кодов маркировки нужно заключить договор на доступ к регистратору эмиссии — это удаленное устройство, через которое запрашивают коды.

Шаг 2. Маркировка остатков

Магазины по закону самостоятельно клеят этикетки с кодами на всю немаркированную обувь. Для этого потребуется описать каждую модель обуви, купить коды маркировки и распечатать их на принтере.

 

Описать обувь. Магазин выгружает шаблон и описывает обувь. Это можно сделать по полному или сокращенному атрибутивному составу. По сокращенному — когда продавец не знает всех сведений о товаре. Оба варианта законны, но покупатель сможет посмотреть, по какому составу описывали обувь, когда будет принимать решение о покупке.

Полный состав

вид обуви: мужская, женская или детская

ИНН производителя или импортера

4 первых знака кода по ТН ВЭД

модель производителя

страна производства

материал верха и низа обуви, подкладки

торговая марка

цвет

размер

наименование товара на этикетке

Сокращенный состав

вид обуви: мужская, женская или детская

ИНН собственника товара

2 первых знака кода по ТН ВЭД

товар ввезли или произвели


Оплатить коды. Магазин платит ЦРПТ за каждый код маркировки. Цена кода — 50 копеек без учета НДС.

 

Следить за готовностью кодов. Информация о готовности кодов можно проверить в личном кабинете.

 

Скачать коды. Когда заказ готов, коды станут доступны для скачивания. Их предоставляют в формате PDF, отдельно для каждого заказа.

 

Нанести этикетки на товар. Магазин при желании может добавить логотип и другие атрибуты на этикетку с кодом. Этикетки нужно распечатать на специальном принтере этикеток или на обычном принтере А4 — на самоклеющейся бумаге.

 

Ввести обувь в оборот. Необходимо подать сведения по каждому коду, что магазин ввел товар в оборот. После этого он имеет право данный товар законно продавать.

Шаг 3. Приемка обуви у поставщика

С марта 2020 года магазины должный принимать обувь только через электронный документооборот. К этому моменту они должны уже зарегистрироваться в «Честном знаке» и промаркировать остатки. Останется подключиться к ЭДО и поставить нужные программы. Рекомендуем это сделать уже с 1 октября, чтобы подготовиться заранее.

 

Зарегистрироваться в системе ЭДО. Магазин выбирает оператора электронного документооборота и заключает с ним договор. Через ЭДО розница получает универсальные передаточные документы от поставщика. Так переходят права собственности — меняется владелец в системе маркировки.

 

Обновить прошивку на кассе и подключить веб-сервисы. Производители онлайн-касс предлагают платные обновления и сервисы для приемки маркированных товаров. Они нужны, чтобы принимать товар на кассе, заводить товар в базу, следить за остатками, списывать обувь при учете и порче.

Шаг 4. Продажа обуви

Для продажи маркированной обуви нужен нужен двумерный сканер штрихкодов, обычный линейный сканер не подойдет. Информация о продаже уходит оператору фискальных данных, который сообщает данные в систему маркировки о выводе товара из оборота.

 

Купить 2D-сканер для каждого кассира. Двумерные сканеры умеют считывать коды Data Matrix.

 

Убедиться, что ОФД работает с маркировкой. Не все операторы фискальных данных умеют передавать данные в систему маркировки или требуют за это дополнительные деньги. Убедитесь, что Вам не придется заключать для этого дополнительных соглашений.

Шаг 5. Возврат обуви

Когда клиент возвращает товар, его надо снова выставить на продажу. Есть два варианта: если этикетка с кодом сохранилась — ввести товар в оборот повторно, если нет — перемаркировать.

 

Повторный ввод в оборот. Если покупатель возвращает обувь с  неповрежденной этикеткой, магазин вводит  товар в оборот повторно и снова выставляет его на продажу. В системе маркировки у товара меняется статус с «Выбыл из оборота» на «В обороте».

 

Перемаркировка товара. Если клиент возвращает обувь без кода маркировки или с поврежденной этикеткой,  необходимо запросить новый код маркировки и наклеить этикетку. В магазине должен быть принтер и доступ к веб-сервису, через который будет удобно запросить новый код и затем распечатать.

Резюмируем

  1. В России вводят обязательную маркировку обуви, чтобы контролировать движение товаров и бороться с контрафактом.
  2. До октября 2019 обувные магазины должны зарегистрироваться в системе маркировки «Честный знак». Потребуется электронная подпись.
  3. До марта 2020-го необходимо промаркировать остатки обуви на складе и витринах.
  4. С марта 2020 продавать обувь без кодов маркировки станет нельзя.
  5. Товары от поставщика нужно будет принимать через электронный документооборот, продавать — на онлайн-кассе с помощью 2D-сканера.

 

Какое оборудование нужно для маркировки?

Мы обеспечим магазин всем необходимым!

Электронная подпись

Для регистрации в системе маркировки

Регистрация в «Честном знаке»

Прямо в личном кабинете или с кассы

Сканер кодов Data Matrix

Для приемки и продажи обуви с маркировкой


Онлайн-касса

Для приемки и продажи обуви с маркировкой

Приемка и учет товара

Кассовая программа и онлайн-сервис, чтобы следить за эффективностью продаж

Принтер этикеток

Для маркировки остатков и перемаркировки возвращенной обуви


Осталась обувь без кодов маркировки?

Для маркировки остатков нужно купить оборудование и обучить сотрудников. Делать это ради разовой маркировки остатков — нецелесообразно.

 

Мы сделаем всё за вас: зарегистрируем в системе маркировки, объясним, как описать товар для маркировки, запросим коды маркировки у оператора и напечатаем этикетки.

 

Оставьте заявку и мы свяжемся с вами, чтобы рассказать подробности.

Заказать маркировку остатков!

Note: Please fill out the fields marked with an asterisk.