Всё, что нужно знать об обязательной маркировке товаров в 2019 году

 

 

 

В России вводится обязательная маркировка товаров, которые часто подделывают и завозят в страну нелегально. Сейчас в рамках эксперимента проходит маркировка табачных изделий.   С 1 марта 2019 года маркировка для них становится обязательной.

 

Разберёмся, что такое маркировка товаров, как работает маркировка табака и табачной продукции, что она изменит, а главное — кому, когда и как к ней готовиться.

 

Что такое маркировка товаров?

Маркировка — это нанесение специального штрих-кода на товар. Код идентифицирует товар и позволяет отслеживать его движение на каждом этапе — от производства или ввоза в Россию до продажи. Также на каждом этапе код считывается: при хранении товара, его перевозке, продаже. 

 

28 апреля 2018 года вышло Распоряжение Правительства РФ № 792-р. Оно утверждает список  из 10 позиций – определенные группы товаров, которые станут подлежать обязательной маркировке с 2019 года. В пояснительной записке говорится, что целью этого нововведение является снижение оборота контрафактной и контрабандной продукции.     

 

Инициатором выступил Минпромторг России. Таким образом государство стремится выстроить систему для отслеживания всех изделий, попадающих на российский рынок. Конечная цель – создание единой информационной базы, в которой будут содержаться сведения о производителе, доставке, поступлении товаров на оптовые базы и в розничные магазины, вплоть до приобретения. Планируется, что это поможет ФНС отслеживать нелегальный оборот продукции.    

 

Распорядительный документ Правительства начнет действовать 1 января 2019 года, но для разных групп товаров предусмотрены разные сроки введения обязательной маркировки. Планируется, что к 2024 году все товары, используемые в торговом обороте в РФ, будут маркироваться и регистрироваться в единой системе

 

Уже сейчас маркировка обязательна для меховых изделий. Другие товары маркируются добровольно и в экспериментальном режиме, но маркировка для них станет обязательной уже в 2019 году.

Табачная продукция

1 марта 2019 года

Обувь

1 июля 2019 года

Верхняя одежда

1 декабря 2019 года

Духи и туалетная вода

1 декабря 2019 года

Автошины

1 декабря 2019 года

Постельное, кухонное,
туалетное бельё

1 декабря 2019 года

Одежда из кожи

1 декабря 2019 года

Трикотаж

1 декабря 2019 года

Фототехника

1 декабря 2019 года

Как работает система маркировки?

  1. Участники рынка регистрируются в системе маркировки. Все участники рынка приобретают электронную подпись и подключаются к ЭДО — системе электронного документооборота. Для сканирования кодов маркировки участнику потребуется 2D-сканер.
  2. После регистрации производитель запрашивает коды у системы маркировки или производит их сам.
  3. Производитель наносит коды на упаковки. Он сообщает системе маркировки, что произвёл продукцию с кодами.
  4. Производитель хочет передать товары поставщику. Он формирует УПД — универсальный передаточный документ — где учтены коды всех товаров, которые производитель собирается передать. Документ передаётся через ЭДО.
  5. Поставщик получает товары и УПД. Он сверяет коды на самих товарах и в передаточном документе, и если всё сходится — принимает УПД. Как правило, оператор ЭДО передаёт информацию системе маркировки о смене владельца товаров.
  6. Поставщик передаёт товары в магазин вместе с новым УПД. Товары поступают в розницу по той же системе — магазинам тоже надо сверять коды. Если всё сходится, магазин принимает УПД — теперь товар перешёл на баланс магазина.
  7. Покупатель приходит в магазин и хочет купить товар. Продавец второй раз сканирует код — но уже не для проверки, а для продажи и вывода маркированной продукции из оборота. Онлайн-касса отправляет данные о продаже в ОФД, а оператор фискальных данных передаёт их в систему маркировки. Товар списался с баланса магазина и вышел из системы маркировки.

Как работает система маркировки табака?

Система маркировки табака охватывает все этапы оборота табачных изделий: от производителя до потребителя. На каждом шаге код проверяется, а после продажи или списания выводится из употребления. Таким образом из оборота полностью исключается любой незаконно произведенный или ввезенный товар: поддельная пачка просто не может попасть в цепочку. Реализация, хранение, перевозка табачной продукции без маркировки будет невозможна.

 

Для маркировки табака и отслеживания табачной продукции используют простой, недорогой и быстрый в производстве цифровой штрих-код — DataMatrix. Это небольшой двухмерный код, который легко наносится на пачку и считывается 2D-сканером. Его наносят на пачки, блоки, коробки.

 

В целом система работает так же, как и ЕГАИС для алкоголя.

Коды для табачной продукции выдаёт Центр развития перспективных технологий. Он является разработчиком и оператором ИС МОТП — системы мониторинга табачной продукции. И уже она отслеживает движение товара от производства до продажи.

Сроки внедрения маркировки табачных изделий

Чтобы бизнесу было проще приспособиться к новым правилам, сроки внедрения маркировки на табачные изделия выбраны максимально широкие. С января 2018 до марта 2019 система работает в пилотном режиме. Подключиться к ней можно добровольно.

 

В 2018 году маркировка сигарет только тестируется: готовы ли механизмы и участники. Во время эксперимента нет штрафов за нарушения, а коды генерируются бесплатно. Для бизнеса это возможность спокойно разобраться в правилах, освоить новые технологические процессы без риска ошибиться, перестроить работу и подготовить персонал.

Требования к участникам эксперимента по маркировке табачной продукции

Чтобы участвовать в проекте по маркировке табака, нужно:

1.    Зарегистрироваться в ИС МОТП на сайте ЦРПТ motp.crptech.ru Если у вас розничный магазин, ваш поставщик тоже должен быть зарегистрирован.

2.    Принимать и отправлять документы через системы ЭДО. Необходима учетная программа, которая это умеет,  а также усиленная квалифицированная цифровая подпись.

3.    Подключить 2D-сканер штрихкодов, чтобы считывать коды маркировки табака и передавать полученную информацию в учетную систему.

4.    Установить онлайн-кассу с подключением к ОФД.

КАк подготовиться к обязательной маркировке товаров в 2019?

Если вы попадаете под категорию бизнеса с маркировкой товаров в 2019 году нужно подготовиться заранее. Обязательная маркировка товаров влечет за собой изменение существенных бизнес процессов отвечающих за приемку, хранение и реализацию. Если на товар будет введена обязательная маркировка, то продавать такой товар без маркировки будет нельзя. Не стоит откладывать подготовку бизнеса на потом. Быть на плаву и быть конкурентоспособными значит следить за всеми изменениями на рынке и быть первыми.

 

Итак, что нужно делать?

  1. Зарегистрироваться в эксперименте с маркировкой (когда она уже станет обязательной и будут введены штрафы за нарушение, вы уже будете все знать и уметь).
  2. Адаптировать свой бизнес к изменению системы и отрегулировать бизнес процессы, обучить сотрудников.
  3. Купить оборудование для обязательной маркировки товаров: онлайн кассу со специальным ПО, сканер 2D, ключ электронной подписи (КЭП), настроить ЭДО.

Что изменится?

  1. Во-первых, изменится процесс приема товара. Нужно будет отказаться от приема не маркированной продукции, настроить оборудование, обучить сотрудников работать с накладными УПД (универсальный передаточный документ), принимать товар полностью и с расхождением. Все действия с товаром теперь нужно будет производить в системе маркировки. Нужно будет приобрести 2D сканер и подключиться к ОФД (оператор фискальных данных).
  2. Во-вторых, изменится процесс работы кассира. Теперь нужно будет сканировать два штрихкода: обычный товарный и код маркировки.    

Какую купить кассу для обязательной маркировки?

Для обязательной маркировки нужно купить кассу, к которой можно подключить сканер 2D для сканирования Data Matrix кодов. Плюс касса должна поддерживать необходимую вам маркировку и работу с ОФД. Обращайте внимание на то, чтобы касса соответствовала всем этим параметрам, и даже если вас пока не касается эта реформа, скорее всего, в будущем она все равно вас коснется. В будущем так или иначе придется перейти на новый тип онлайн-касс. 

 

У нас вы также можете найти большой выбор онлайн-касс для обязательной маркировки товаров. Обратите внимание, что не все кассы в каталоге подходят для маркировки. Звоните! Мы поможем подобрать вам онлайн кассу или сканер штрих-кодов, выбрать и подключить ОФД.