​​Загнать в бутылку: введён поштучный учет алкогольной продукции

 

Росалкогольрегулирование вводит обязательный поштучный учет алкоголя, подлежащего маркировке. 

 

15 марта ведомство прекратило принимать документы старого формата и получило возможность отследить путь каждой бутылки алкоголя от производства до реализации.

 

Сейчас к ЕГАИС подключены 98 процентов предприятий розничной торговли. С момента запуска системы в 2016 году через нее прошло уже 4,4 миллиарда чеков. 

 

Пока ЕГАИС распознает только какие акцизные марки произведены и проданы. Но уже с 1 июля можно будет отследить путь каждой бутылки алкоголя.

 

Введение поштучного учета алкоголя стало возможным после обновления формата электронных документов, в частности, товарно-транспортных накладных, поясняет Владимир Поздняков, эксперт СКБ Контур: "Именно на их основании ведется учет продукции в ЕГАИС. С 15 марта принимать будут только накладные обновленного формата, который позволяет отразить код акцизной марки. Делать это добровольно компаниям разрешили до 1 июля 2018 года, после этой даты указывать коды марок обязательно".

 

Рознице и общепиту придется отражать коды акцизных марок в приходных и расходных документах. Но это не слишком усложнит учет алкоголя. Рынок к новым формам товарно-транспортных накладных готов, полагает председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.

 

В минфине отметили, что для снижения затрат на ведение поштучного учета отменено ежеквартальное декларирование и бумажные справки к товаросопроводительным документам.

 

Пока Росалкогольрегулирование не вводит обязательного сканирования алкоголя на приемке, хотя этого требует логика. Если реализовать товар с маркой, которой не было в накладной, ЕГАИС получит сведения о продаже неоприходованного алкоголя. 

 

Снизить риск позволит только сплошное сканирование при приемке товара торговой точкой. Не исключена и путаница с марками при возврате алкоголя поставщику. 

 

Тем не менее "помарочный учет позволит реализовать механизм прослеживаемости каждой единицы алкогольной продукции на всех этапах поставки до конечного потребителя", уверены в ведомстве.

 

Заодно рынок очистится от контрафакта, который регулярно обнаруживают в разных регионах. Однако собрать полную статистику по стране трудно из-за малочисленности инструментов контроля. К тому же контрафакт нередко реализуют не через кассу. 

 

Проверки и контрольные закупки дают разрозненные результаты, доля нелегального алкоголя в рознице оценивается в 50-80 процентов. Проверить легальность алкоголя по QR-коду может покупатель, конечно, если захочет.

 

"Контроль оборота акцизных марок не дает стопроцентной гарантии избавления от контрафакта, - поясняет Поздняков. 

 

- Справиться с контрафактом позволит координация действий алкогольного и фискального ведомств. Первое собирает информацию через ЕГАИС, второе - через онлайн-кассы. Данные можно сравнить, выявить расхождения и нарушителей" (РГ).

 

Источник: http://fsrar.ru/