Какие электронные документы представляются в налоговые органы с помощью Кабинета ККТ

Рассказывает Екатерина Колесникова, Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса.

 

В последнее время организациям и индивидуальным предпринимателям предоставлены различные электронные ресурсы, которые призваны упростить и оптимизировать взаимодействие с государственными органами власти, в том числе с налоговой инспекцией. Масштабно доработан сервис «Личный кабинет налогоплательщика» для пользователей ККТ. 

 

Сейчас пользователь ККТ может в своем Кабинете не только регистрировать, перерегистрировать или снимать кассу с учета, но и взаимодействовать с налоговым органом — обращаться в инспекцию, получать запросы и сообщения ФНС, предоставлять различную информацию и документы.

 

Но с 19 августа 2017 года — даты вступления в силу Приказа ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@ — пользователи ККТ обязаны выполнять определенные действия только через свой Кабинет на официальном сайте ФНС России. Поговорим подробнее о возможностях и обязанностях пользователей ККТ в соответствии с нормами упомянутого Приказа.

Что можно делать в Кабинете ККТ, но не обязательно

В Кабинете ККТ можно зарегистрировать кассовый аппарат, а также внести изменения в регистрационные данные уже поставленной на учет контрольно-кассовой техники. Электронная регистрация ККТ осуществляется в  Кабинете  ККТ на официальном сайте ФНС России по адресу www.nalog.ru,  доступном через информационные сервисы ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика» для юридического лица и индивидуального предпринимателя.

 

Оформление заявки на регистрацию ККТ выполняется с помощью уже имеющегося в Кабинете шаблона путем внесения необходимых данных о ККТ, фискальном накопителе и его пользователе. Документы (информация), необходимые для регистрации ККТ, направляются одновременно с заявлением на регистрацию. После проверки предоставленных данных пользователь получает регистрационную карточку ККТ в электронном виде.

При внесении изменений в сведения, содержащиеся в журнале учета ККТ и карточке регистрации, соответствующие документы и информация для перерегистрации ККТ предоставляются не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изменения сведений.

 

В Кабинете ККТ предоставлена возможность снять контрольно-кассовую технику с учета. Документы (информация), необходимые для снятия с регистрационного учета ККТ, предоставляются одновременно с соответствующим заявлением. Однако если кассовый аппарат снимается с учета в случае его хищения или потери, то необходимые документы и заявление следует предоставить в срок не позднее одного рабочего дня со дня обнаружения факта хищения или потери.

Кроме того, в этом сервисе удобно формировать отчеты о регистрации, изменении параметров регистрации, закрытии фискального накопителя. После оформления заявки на регистрацию ККТ пользователь получает от налогового органа сведения о регистрационном номере ККТ и формирует отчет о регистрации ККТ. Этот документ направляется в налоговый орган в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения регистрационного номера.

 

Отчет об изменении параметров регистрации передается совместно с заявлением о перерегистрации ККТ по причине установки нового фискального накопителя. Отчет о закрытии фискального накопителя отправляется одновременно с заявлением о перерегистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя или заявлением о снятии ККТ с учета.

Еще в Кабинете ККТ предоставлена возможность направлять сведения о соответствии моделей ККТ и фискального накопителя требованиям законодательства РФ. При покупке кассового аппарата следует учитывать, что использовать в своей деятельности можно только те модели ККТ, которые включены в реестр контрольно-кассовой техники, утвержденный ФНС России. Также и в составе кассового аппарата надо применять такой фискальный накопитель, который включен в реестр, утвержденный ФНС России. Только утвержденные налоговым ведомством кассовые аппараты и фискальные накопители могут обеспечить правомерную передачу информации о расчетах в налоговые органы через операторов фискальных данных в соответствии с новой редакцией Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ). Документы, необходимые для включения кассового аппарата в реестр ККТ или фискального накопителя в реестр ФН, представляются изготовителем одновременно с заявлением о соответствии модели.

 

Документы, необходимые для включения кассового аппарата в реестр ККТ или фискального накопителя в реестр ФН, представляются изготовителем одновременно с заявлением о соответствии модели.

Что пользователь контрольно-кассовой техники обязан делать через свой Кабинет ККТ?

Предприниматель, получающий запросы налогового органа через Кабинет ККТ, должен здесь же и отвечать ведомству. Обязанность пользователей ККТ представлять в налоговые органы по их запросам информацию и (или) документы в связи с применением кассовых аппаратов предусмотрена пунктом 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ. Поэтому пользователю ККТ рекомендуется регулярно просматривать свой Кабинет ККТ на наличие в нем запросов из налоговой инспекции. Ведь срок направления сведений и документов в электронной форме в налоговый орган с момента размещения им запроса в кабинете ККТ пользователя составляет всего 3 рабочих дня. 

 

Обращаю внимание, что с 1 июля 2017 года устаревшие кассы снимаются с регистрационного учета в одностороннем порядке без соответствующего заявления пользователя ККТ. Иными словами, если предприниматель сам не снимет старые кассы с учета, за него это сделает налоговый орган (Письмо ФНС России от 19.06.2017. № ЕД-4-20/11625@). Но для выполнения данной процедуры налоговому органу потребуется акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков ККТ (КМ-2), который он запросит у пользователя ККТ в требовании о представлении документов.

За непредставление или несвоевременное представление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговой инспекции нормы части 5 статьи 14.5 КоАП РФ предусматривают предупреждение или штраф в размере:

от 5 000 до 10 000 рублей — для организации;

от 1 500 до 3 000 рублей — для должностного лица или индивидуального предпринимателя.

В Кабинете ККТ предпринимателю предоставлена возможность добровольно сознаться в неприменении кассовых аппаратов или нарушениях при их использовании. Причем, заявление пользователя ККТ о совершении действия (бездействия), содержащего признаки состава административного правонарушения, предоставляется в срок не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем добровольного устранения его пользователем. И устранить нарушение необходимо до момента привлечения к административной ответственности.

 

Добровольное признание поможет избежать ответственности, предусмотренной КоАП в следующих случаях:

неприменения ККТ, когда применение обязательно;

применения ККТ, не соответствующей установленным требованиям, например, без фискального накопителя.

нарушения порядка регистрации или перерегистрации ККТ;

невыдачи покупателю бумажного или электронного кассовых чеков.

 

Также в сервисе можно признавать факты неприменения ККТ или нарушений при ее использовании, которые выявлены налоговым органом в ходе автоматизированной проверки, что поможет значительно снизить размер штрафа. Срок для такого признания установлен в 1 рабочий день с момента, когда налоговый орган разместил в Кабинете ККТ данные о выявленных нарушениях. Соответствующее заявление должно быть сделано не позднее дня вынесения постановления по делу об административном правонарушении. Но, если организация или индивидуальный предприниматель не признают вменяемое им нарушение, об этом также необходимо сообщить налоговому органу в аналогичном порядке. 

Напомню, что неприменение ККТ влечет административную ответственность в виде штрафа (части 2, 4 статья 14.5 КоАП РФ) в размере:

от 1/4 до 1/2 суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей для должностных лиц;

от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денег или электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей для юридических лиц.

 

Кроме того, установлена административная ответственность за применение ККТ, которая не соответствует требованиям законодательства в виде:

предупреждения или штрафа в размере от 1 500 до 3 000 рублей для должностных лиц;

предупреждения или штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей для юридических лиц.

Таким образом, если Вы не успели сознаться в содеянном нарушении, и оно было обнаружено налоговым органом в ходе автоматизированной проверки поступивших сообщений и заявлений от физических лиц или организаций, можно попробовать уменьшить размер штрафных санкций. Для этого необходимо сознаться в содеянном нарушении, а само нарушение устранить.

 

На практике встречаются ситуации, когда продавец не может применять онлайн-кассу по не зависящим от него причинам, например, в связи с тем, что на рынке временно отсутствуют в продаже фискальные накопители. Согласно официальной позиции, если организация или предприниматель приняли все меры по соблюдению требований законодательства о применении ККТ, то они не должны привлекаться к административной ответственности. И аргументом против санкций послужит договор поставки фискального накопителя, заключенный в разумный срок до окончания действия блока ЭКЛЗ или определенного законодательством предельного срока возможности его использования (Письмо Минфина России от 05.05.2017 № 03-01-15/28071).

 

Отмечу, что при отсутствии возможности применения онлайн-кассы в соответствии с требованиями Закона № 54-ФЗ продавец обязан при расчетах с покупателями выдавать им документ на бумажном носителе, подтверждающий факт расчета.

На что обратить внимание при работе в Кабинете ККТ

Передаваемые налоговому органу информацию и документы следует подписывать только усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя для того, чтобы их можно было разместить в Кабинете ККТ. Также перед отправкой ответа в налоговую инспекцию следует проверить — приложены ли необходимые документы, и не противоречат ли данные этих документов представляемым сведениям.

 

Датой подачи сведений (документов, информации) считается дата их размещения в Кабинете ККТ. Факт приема сведений налоговым органом подтверждает квитанция о приеме информации и документов, размещенная в Кабинете ККТ. При нарушении порядка представления сведений, в сервисе будет размещена квитанция об отказе в приеме. 

Источник: ОФД "Такском"